Пируват vs лактат - старые песни на новый лад
Итак, основной тип метаболизма клеток волосяного фолликула - это аэробный гликолиз и глутаминолиз. По ходу гликолиза глюкоза за десять шагов превращается из шестиуглеродного соединения в два трехуглеродных: одна молекула глюкозы - в две молекулы пирувата. Происходит это в цитозоле, а вот дальше у пирувата теоретически есть три пути дальнейшего превращения, а практически реализуется какой-то один из них. Какой - зависит от потребностей клетки, органа, всего организма.
Считается, что ключевую роль в энергетическом метаболизме играют митохондрии, реализующие окислительное фосфорилирование, которое дает максимальный энергетический выхлоп в виде АТФ за один оборот цикла Кребса (он же - цикл трикарбоновых кислот). Но это справедливо не для всяких клеток и не для всяких органов. В частности, для волосяного фолликула это далеко не так, более того - смещение метаболизма в сторону окислительного фосфорилирования ассоциируется с потерей волос, и эти данные были представлены на 11 WCHR в Барселоне [1]. Поскольку исследования еще продолжаются и главный фокус направлен на роль фактора HIF-1, а вернее, его альфа-субъединицы (о стабилизации этой субъединицы миноксидилом как о возможном механизме его действия у нас тоже есть обзор) в обеспечении аэробного гликолиза в клетках внешней корневой оболочки ВФ [1,2], мы возьмем себе на заметку и будем следить за результатами, а пока просуммируем, что мы знаем о ключевых метаболитах и ключевых метаболических путях волосяного фолликула.
Все десять стадий гликолиза происходят в цитозоле. Попутно образуются интермедиаты, которые отправляются на нужды биосинтеза. Раньше считалось, что пируват вынужден восстанавливаться до лактата - для того, чтобы восстановить соотношение NAD+/NADH, однако сейчас есть все увеличивающийся объем данных, свидетельствующих о том, что задачи лактата этим не ограничиваются. Во-первых, лактат не сидит в цитозоли. Он может тут же отправиться в митохондрии, может выводиться из клетки в межклеточное пространство, и может поступать в другие клетки. Для этого служат транспортеры лактата: mMCT, MCT4 и MCT1 соответственно (monocarboxylate transporters) [8].
Для того, чтобы могли одновременно происходить разнонаправленные реакции, они должны происходить или в разных по специализации клетках, или в разных компартментах одной и той же клетки. Например, в цитозоле и в митохондриях. Однако у митохондрий - двойная мембрана, и если внешняя мембрана проницаема для маленьких молекул, то внутренняя непроницаема почти совсем. Нужны специальные переносчики-транспортеры, которые будут переносить молекулы в митохондрии и из них [3,8]. Соответственно, лактат в митохондрии попадает через mMCT, а пируват - через митохондриальный транспортер пирувата, MPC (mitochondrial pyruvate carrier) [4].
Соответственно, оказавшись в митохондриях, лактат может снова тут же окислиться до пирувата. Оказавшись в межклеточном пространстве - повлиять, например, на деятельность Т-клеток [6]. Отправившись в другие клетки - послужить субстратом для глюконеогенеза (и синтеза гликогена; оказывается, волосяной фолликул на это способен [7], о чем свидетельствуют представленные в Барселоне данные, и за этим мы тоже следим).
Структурно митохондриальный переносчик пирувата отличается от других мембранных транспортеров, находящихся во внутренней оболочке митохондрий. Он состоит из двух субъединиц, которые кодируются генами MPC1 и MPC2 соответственно [4]. Обе субъединицы являются обязательными для функционирования транспортера. А нарушения функции транспортера связаны как с избыточным глюконеогенезом при диабете, так и с развитием раковых опухолей. Однако в эксперименте на мышах [5] ингибирование этого транспортера в телогеновых волосяных фолликулах приводило к усиленному переходу телогеновых фолликулов в анаген - как указывают авторы, путем стимулирования образования лактата.
Интересно, что глутаминолиз тоже может вносить свою лепту в дело производства лактата. Цепочка здесь такая: глутамин поступает в митохондрии, где дезаминируется и превращается в глутамат, глутамат посредством трансаминирования или опять же дезаминирования превращается в альфа-кетоглутарат, который поступает в цикл Кребса и проходит оставшуюся цепочку до образования малата включительно. Малат выводится из митохондрий в цитозоль и там декарбоксилируется, превращаясь в пируват, а пируват уже по известному пути восстанавливается до лактата. Происходит ли в волосяном фолликуле именное такое превращение? Возможно, да. Не забываем, что альфа-кетоглутарат - это еще и кофактор реакций деметилирования гистонов и кое-каких других реакций, так что его функции не ограничиваются циклом Кребса. И да, есть данные, что при интенсивном гликолизе используется именно трансаминирование - поскольку это позволяет получать заменимые аминокислоты в митохондриях или в цитозоле (аспартат, аланин) [6]. Но происходит ли такое в волосяном фолликуле?
Основным вопросом все-таки остается цикл Кребса: насколько он функционален в клетках волосяного фолликула? Последние полученные данные [1] позволяют предполагать, что в нормальном ("non-balding") волосяном фолликуле цикл Кребса как минимум урезан на участке "пируват - ацетил-коА", потому что пируват-дегидрогеназный комплекс (ПДГК) ингибирован (опосредованно!) HIF1A. С другой стороны, есть и другие точки входа в цикл - через альфа-кетоглутарат, есть и другие точки выхода - малат, оксалоацетат. То есть цикл перестает быть циклом, и при этом волосяной фолликул функционирует нормально. Как только цикл замыкается (становится меньше HIF1A, перестает ингибироваться ПДГК, образуется ацетил-КоА, который теперь способен конденсироваться с оксалоацетатом - то есть цикл реально становится циклом), нормальное функционирование волосяного фолликуля нарушается. Почему это приводит к миниатюризации (и приводит ли), и что является причиной разрушения HIF1A - это вопросы, требующие дальнейшего изучения.
Продолжение следует.
Литература:
-
WCHR 2019 Abstract Book
K.F. Shah, M. Davis, A.Peplow, Y. DeAngelis, B. Farjo, N. Farjo, G. Williams, and M. Philpott
Hypoxia, HIF1A and Hair Follicle Metabolism
стр. 140-141 -
Kous Shah
Investigation into the role of HIF-1A stabilisation in hair follicle metabolism
2017 -
Tom Bender, Jean-Claude Martinou
The mitochondrial pyruvate carrier in health and disease: To carry or not to carry?
2016 -
Adam J. Rauckhorst and Eric B. Taylor
Mitochondrial Pyruvate Carrier Function and Cancer Metabolism
2016 -
Flores Aimee, Schell John, Krall Abby, Jelinek David, Miranda Matilde, Grigorian Melina, Braas Daniel, C White Andrew, Zhou Jessica, Graham Nick, Graeber Thomas, Seth Pankaj, Evseenko Denis, Coller Hilary, Rutter Jared, Christofk Heather, and E Lowry William
Lactate dehydrogenase activity drives hair follicle stem cell activation -
Susana Romero-Garcia, María Maximina B. Moreno-Altamirano, Heriberto Prado-Garcia, and Francisco Javier Sánchez-García
Lactate Contribution to the Tumor Microenvironment: Mechanisms, Effects on Immune Cells and Therapeutic Relevance
2016 -
WCHR 2019 Abstract Book
K.Figlak, R. Paus, G. Williams, N. Farjo, B. Farjo, and M. Philpott
Hair Follicles Are Able To Synthesise Glycogen From Lactate: Understanding Glycogen Metabolism And Cori Cycle In Human Hair Follicle Biology
стр. 139-140 -
Iñigo San-Millán and George A. Brooks
Reexamining cancer metabolism: lactate production for carcinogenesis could be the purpose and explanation of the Warburg Effect
2016 -
Д. Нельсон
Основы биохимии Ленинджера, том 2 "Биоэнергетика и метаболизм"
Издательство "Бином. Лаборатория знаний", 2014
Схемы, иллюстрирующие реакции, взяты из этого учебника