"Глубокоуважаемый микроб"*
* В заголовке процитировано название одноименной повести фантаста Кира Булычева
В понедельник, 11 декабря 2017 года, в Москве прошла IX научно-практическая конференция ассоциации «Профессиональное общество трихологов». Специально приглашенным гостем конференции был профессор Ральф Трюб, книга которого "Сложный пациент с потерей волос" только что вышла на русском языке. А в числе других докладчиков врач-трихолог и нутриционист Барунова Н. Г. рассказала о том, "Как микробы управляют здоровьем волос: микробиом и его коррекция". Доклад очень интересный не только специалисту. Доктор Барунова еще раз напомнила о том, что человек - это не какая-то там отдельная сущность. Это - целая экосистема, и нарушения в какой-то одной части непременно ведут к нарушениям и в других частях. Потеря волос с этой точки зрения - всего лишь верхушка айсберга, а проблема на самом деле может затрагивать такие вещи, которые на первый взгляд с потерей волос ну никак не связаны.
В научных исследованиях последних лет теме микробиома человека уделяется все больше и больше внимания. Достаточно поискать в библиотеке PubMed по ключевым словам, и в результатах поиска можно буквально закопаться. Уже никем не оспаривается, что человек населен великой массой микроорганизмов (бактерий, грибков) и вирусов, среди которых есть как симбионты, так и условно-патогенные организмы. Основными сайтами, где микроорганизмов больше всего, являются кишечник человека, кожа и ротовая полость. Доказано многими исследованиями, что микробиота активно участвует в обмене веществ, в формировании адаптивного иммунитета и в других важных процессах, а от того, какими именно микроорганизмами и в каких пропорциях данный конкретный организм населен, во многом зависит то, здоров этот организм или болен. Но связь эта не простая и не однозначная. Например, известна роль хеликобактера пилори (helicobacter pylori) при гастритах, язве и раке желудка, но некоторые исследователи полагают, что с хеликобактером все не так просто, как казалось.
Какова же связь человеческой микробиоты с состояниями, вызывающими потерю волос?
Организм человека устроен настолько сложно, что связь обычно опосредована, когда больше, когда меньше. Вот, например, не вызывает сомнений, что при себорейном дерматите и перхоти на коже головы живет большое количество дрожжей вида Malassezia. И да, продукты метаболизма этих дрожжей для кожи головы совсем не полезны. Именно поэтому в состав средств от перхоти входят вещества-фунгициды, уменьшающие количество этих микроорганизмов. Однако известно, что на коже здоровых людей, ни перхотью, ни себорейным дерматитом не страдающих, эта самая малассеция тоже живет. И никакого вреда, очевидно, не приносит. Как так? Обычно объясняют тем, что у больных людей повышенная активность сальных желез кожи головы. Это факт. Однако, есть люди с повышенной "сальностью", с малассезией на коже, которые, тем не менее, ни перхотью, ни себорейным дерматитом не страдают. И в чем же дело? Дотошные ученые продолжают свои исследования, и оказывается, что состав кожного сала таки имеет значение. Определенные жирные кислоты в этом самом составе, похоже, способствуют излишнему размножению дрожжей Malassezia, и они из категории условно-патогенных микроорганизмов переходят в категорию патогенных, вызывая известные всем последствия.
Но дотошные ученые на этом не останавливаются и продолжают свои исследования. А от чего, спрашивают они, зависит состав кожного сала? И далее уже исследуются разные звенья метаболических цепочек на самых разных уровнях, включая клеточный и молекулярный, генетический и эпигенетический.
А вы думали, все упирается в гормоны? И в них тоже, но не все так просто, как хотелось бы.
Микрофлора человека, вне зависимости от места своего расположения, является составной частью организма. Известно, что состав микрофлоры напрямую влияет на адаптивный иммунитет человека. А многие проблемы с волосами являются следствием проблем с иммунитетом. При лечении обострений аутоиммунных заболеваний даже используется такая новаторская (в наших пенатах) методика, как пересадка здоровой микрофлоры больному человеку. И это работает.
Правда, нужно понимать, что это - временный результат, если не соблюдать правильную диету. Потому что бактерии - это живые существа, и в организме человека они питаются тем, что этот самый человек кушает. А, вернее, тем, что из скушанного доходит до места обитания большинства бактерий - до толстого кишечника. Если в съеденной пище нет плохо разлагаемых собственными ферментами человека составных частей (а в этом и состоит смысл пищевых волокон), то бактериям питаться нечем. И, как результат, они дохнут. А их место занимают другие микроорганизмы, пирующие на остатках булочек, стейков, гамбургеров, и что еще там едят в современном индустриальном обществе...
Многие люди сейчас в курсе о том, что лактобактерии и бифидобактерии полезны для здоровья. Но, возможно, не в курсе, что "хорошая" микрофлора этими бактериями не ограничивается. А где взять остальных бактерий? Ученые, исследующие микробиоту разных представителей вида Homo Sapiens, проживающих в разных регионах Земли, пришли к выводу, что наиболее разнообразная микрофлора у тех людей, кто питается в основном разнообразной растительной пищей. И эти люди, как выясняется, наименее подвержены заболеваниям, характерным для современного "развитого" общества. Разнообразие микрофлоры обеспечивает ее устойчивость: если какой-то вид бактерий по каким-то причинам погибнет, это не скажется на функционировании всей экосистемы в целом.
Самая, на мой взгляд, удивительная особенность живого организма заключается в том, что один и тот же результат (полезный, или, наоборот, вредный) может быть достигнут различными путями. Один и тот же ген может влиять на разные функции организма. Одно и то же внешнее проявление может иметь разные причины в разных случаях. Далеко не всегда можно точно сказать, что именно явилось причиной, а что стало следствием, если речь идет о конкретном живом организме, а не о модели. Микроорганизмы, населяющие человека, не исключение. Известно, например, что микробиом человека с ожирением отличается от микробиома стройного человека такого же возраста, той же этнической и социальной группы, живущего в той же местности. Но что есть причина, а что - следствие? Изменение веса вызвало изменение в микробиоте, или же наоборот? Ученые выяснили, что если здоровым мышам пересадить микрофлору от ожиревших мышей, то здоровые мыши тоже ожиреют, со всеми вытекающими последствиями. А, например, мыши, у которых отсутствует какая либо микрофлора (специально выведенные линии лабораторных мышей, т.н. "germ-free mice") не набирают вес при переедании. А если больным людям пересадить микрофлору от здоровых людей? Не поможет ли это больным - стать здоровыми?
Отчасти помогает. Однако, некоторые исследователи предупреждают: есть различия в составе микрофлоры между разными группами (здоровых!) людей. Что хорошо для одних, не обязательно хорошо для других. Мы все разные, и это не хорошо и не плохо. Это просто факт. С распространением глобализации мы забываем об этом. А зря.
Литература:
-
Yeong Yeh Lee, Sundramoorthy Mahendra Raj, David Y. Graham
Helicobacter pylori Infection – A Boon or a Bane: Lessons from Studies in a Low-Prevalence Population -
Fa-Jun Xie, Yi-Ping Zhang, Qiu-Qing Zheng, Hong-Chuan Jin, Fa-Liang Wang, Ming Chen, Lan Shao, De-Hong Zou, Xin-Min Yu, and Wei-Min Mao
Helicobacter pylori infection and esophageal cancer risk: An updated meta-analysis -
Theodore C. White, Keisha Findley, Thomas L. Dawson, Jr., Annika Scheynius, Teun Boekhout, Christina A. Cuomo, Jun Xu, and Charles W. Saunders
Fungi on the Skin: Dermatophytes and Malassezia -
Adam SanMiguel and Elizabeth A. Grice
Interactions between host factors and the skin microbiome -
Chiara De Luca, Giuseppe Valacchi
Surface Lipids as Multifunctional Mediators of Skin Responses to Environmental Stimuli -
Vinod K. Gupta, Sandip Paul, Chitra Dutta
Geography, Ethnicity or Subsistence-Specific Variations in Human Microbiome Composition and Diversity