Новое в обучении: семинар по рубцовым алопециям
Если основной задачей семинара было систематизировать и представить в структурированном виде то, что мы знаем о рубцовых алопециях, то эта задача была выполнена "на ура". Начиная разбираться в вопросе с самого начала - то есть с волосяного фолликула, с особенностей его строения и функционирования, - мы сразу видим, чем отличаются рубцовые алопеции от другого представителя семейства алопеций, вызванных "глюками" в работе иммунитета: от гнездной алопеции. Татьяна Валентиновна Силюк в своем докладе об особенностях анатомии и физиологии волосяного фолликула еще раз как следует разложила по полочкам все, что мы знаем на эту тему, и подчеркнула, что если при ГА повреждается "циклирующая" часть фолликула, то при рубцовых алопециях процесс разрушения направлен на его постоянную часть. Учитывая, что в постоянной части фолликула находится "склад" стволовых клеток, которые, собственно, и обеспечивают возобновление процессов роста, получаем, что при рубцовых алопециях возобновление роста волос физически невозможно (а при гнездной алопеции потенциал фолликула сохраняется).
Вот почему так важно правильно поставить диагноз, вот почему так важно правильное лечение. С другой стороны, это важно пациенту, то есть тому, у кого, собственно, появилась проблема. Ведь что мы видим? У человека начали выпадать волосы. Появился зуд, жжение, дискомфорт. Что будет делать человек, неужели пойдет к врачу? Да нет, скорее возьмет свой любимый гаджет и спросит: "О'кей Гугл, выпадают волосы, что делать?" И Гугл скажет. А что б ему не сказать, он - болван железный, что в нем заложено, то и выдаст. И про репейное масло, и про лошадиную силу. А человек же не знает, что лошадиная сила - это теперь не про него... и теряет драгоценное время.
Однако бывает хуже. Человек пошел к врачу, но у врача - вот такая жалость - конкретно данное состояние пациента не оказалось в списке компетенций. Ну бывает и так, что уж скрывать. Чем больше я вникаю в медицину, тем больше понимаю, что знать все - ну просто невозможно, слишком много всего, слишком много нюансов, которые отличают одно от другого. И кто поможет? Правильно, компетентный специалист. А где его искать простому человеку?
Вот я всегда считала, что если врач тебя направляет к узкому специалисту, то надо идти. Но хорошо бы сразу знать, с кого начинать, чтобы сократить возможную цепочку, а то начнешь от терапевта, а тебе на самом деле надо к трихологу. Так вот, дорогие сограждане! Если есть проблемы с волосистой частью головы, ищите врача-трихолога. Именно врача, и именно трихолога. Есть нехилый шанс, что не прогадаете.
Чем отличается перифолликулярное шелушение при красном плоском лишае от шелушения при дискоидной волчанке? Что характерно для декальвирующего фолликулита, и сколько волос могут торчать в одном "пучке" у здорового человека и у того, у кого идет активный рубцовый процесс? Все знают, что на вкус и цвет фломастеры разные, но вот оказывается, что клинические признаки у разных рубцовых алопеций хоть и похожи, но тоже разные.
К сожалению, лечение этих заболеваний остается еще во многом эмпирическим. Что это значит? Это значит, что есть определенные выработанные схемы, но они не гарантированные. Те, кто спросит, а нельзя ли вылечить причину этих заболеваний, возможно, разочаруются, услышав ответ: "Нет, потому что причина - неизвестна. Мы видим только следствие и можем воздействовать только на него. К сожалению, пока уровень доказательности оставляет желать лучшего, но мы убеждены, что ситуация рано или поздно изменится к лучшему. А пока наша задача - убирать симптомы и облегчать вам бытие, и чем раньше вы придете, чем раньше начнете адекватно лечиться, тем больше шансов не расстаться с волосами навсегда, а прожить с ними долгую и комфортную совместную жизнь."
И если Русское общество исследования волос внесет свою лепту в этот процесс улучшения ситуации, то тем больше поводов гордиться нашей наукой и нашими соотечественниками!