Еще раз о строении и функции волосяного фолликула
Повторенье - мать ученья
(народная образовательная примета)
Чем чаще возвращаешься к уже, казалось бы, пройденному материалу, тем очевиднее становится тот простой факт, что пройденное и не повторяемое регулярно очень легко забывается. Поэтому повторений, как и приветов, никогда не может быть много. Нет-нет, да и выплывет наружу что-нибудь новенькое, а понимание важных процессов и, что немаловажно, связей между ними - расширится и углубится. Ну и в конце концов законы диалектики никто не отменял, верим мы в них или нет, но они действуют объективно, и количество рано или поздно переходит в качество. А потому - повторим еще раз, как устроен волосяной фолликул и что с ним такое происходит на протяжении его и нашей (обычно совместной) жизни.
Обычно волосяные фолликулы располагаются группами, или юнитами. Границы между юнитами нестрогие и во многом умозрительные, а не морфологические (то есть не существует четких и однозначных объективных критериев, по которым юниты "считаются" только так и никак иначе. Следует понимать, что это деление - субъективно, и было оно придумано для трансплантологов и других специалистов, а вовсе не для того, чтобы начитавшиеся Гугла граждане "проверяли" компетенции трихолога. Граждане! По этому признаку вы ничего не проверите, а только покажете себя самих.)
Итак, что можно сказать, глядя на указанную картинку? А то, что фолликул условно делится на две основные части, и деление это проходит условно по синей пунктирной линии. Верхняя часть включает в себя "воронку" и "перешеек" (туда же входят сальная железа и зона скопления стволовых клеток, которой на рисунке не видно, но она, подобно знаменитому суслику, там есть). А нижняя часть - это луковица и то, что находится над луковицей и называется супрабульбарной (в переводе с умного - надлуковичной) частью. Верхняя часть фолликула является его постоянной частью, а нижняя часть фолликула - цикличная, то есть она подвергается изменениям в ходе цикла фолликула.
Волос растет, пока длится анаген. Пока длится анаген, волос растет. Растет он со скоростью примерно сантиметр в месяц, и отсюда понятно, что чем дольше длится фаза анагена, тем длиннее можно отрастить волосы. От чего зависит длительность фазы анагена - не совсем понятно. То же относится и к телогену. Исследователи исследуют различные сигнальные пути, которые потенциально регулируют эти процессы, но во многом это пока является областью высокой науки. Когда исследователи, наконец, однозначно и четко поймут, что именно заводит "будильник", по которому фолликул "просыпается" и, наоборот, "засыпает", то очень многие проблемы, связанные с потерей волос, смогут быть решены на практике.
В фазе катагена происходит отделение волосяного стержня от матрикса с затуханием всех сопутствующих процессов (именно поэтому у волоса, выпавшего естественным путем, "корень" белый, неокрашенный - в отличие от волоса, выдранного или выпавшего в фазе роста. И именно поэтому волос, выпавший естественным путем, не содержит ДНК - и тем самым теряет свою значимость для криминалистов в части, касающейся поиска злоумышленника по ДНК). Циклическая часть фолликула регрессирует, и в телогене ее "как бы нет". Но отделившийся волос при этом может оставаться в фолликуле. Когда волос выпадает, то это называется экзогеном. Если фолликул при этом находится в телогене, то фаза получает название кеноген. Очевидно, что в данном случае уточнение чисто терминологическое и относится к тому, пустым или не пустым "отдыхает" фолликул. Экзоген может происходить и во время анагена, как показано на приведенной иллюстрации (которая есть фотография слайда с семинара).
Зачем эта информация нужна обычному человеку, а не врачу? А чтобы понимать, что внешние и внутренние факторы, влияющие на волосяной фолликул и его функцию, могут влиять на разные части фолликула и даже более того - на разные фазы его цикла. Если они влияют на циклирующую часть (как при гнездной алопеции)), то потеря волос потенциально обратима, но при этом ни репейное масло, ни другие масла, ни еще какие народные и не слишком народные средства, притирания и ритуалы волосы вам не восстановят. Волосы при этом теоретически могут начать расти сами, но это как ждать, пока рак на горе свистнет: может, свистнет, а может, и нет.
Совсем другое дело в случаях, когда внешние и внутренние факторы влияют на постоянную часть фолликула. Вот там ситуация не просто настоятельно требует компетентного лечения, а в буквальном смысле прыгает, орет, дрыгает ногами и выдирает волосы. В буквальном смысле - выдирает. Там надо брать ноги в руки и мчаться к трихологу чем скорее, тем лучше, чтобы не потерять волосы навсегда. Чем отличается такое состояние от всех других, на этом сайте будет отдельный материал, и будет он в "постоянном" разделе - об алопециях.
А как же тогда быть с нашей любимой андрогенетической алопецией? Там-то кто влияет и куда? А там получается так, что разлаживается регуляция смены фаз, и при этом сам волосяной фолликул становится размерами все меньше и меньше и все больше и больше времени проводит не в фазе роста (которая при этом становится все короче и короче), а в фазе "отдыха", которая в свою очередь становится все длиннее и длиннее. Вот и получается, что волосики становятся все тоньше и тоньше, раз от раза вырастают все короче и короче, и так продолжается, пока фолликулы не уйдут окончательно в "зимнюю спячку". Однако теоретически их еще можно разбудить.
Что же касается практики, то это - совсем другая история.
Источники информации:
-
Доклад Т.В. Силюк "Особенности анатомии и физиологии волосяного фолликула, влияющие на клинику и жалобы"
на семинаре Русского общества исследования волос "Рубцовые алопеции - 'неотложные состояния' в трихологии", 27 октября 2018, Санкт-Петербург -
Здесь помимо текста отличные картинки:
Ji Won Oh, Jennifer Kloepper, Ewan A. Langan, Yongsoo Kim, Joongyeub Yeo, Min Ji Kim, Tsai-Ching Hsi, Christian Rose, Ghil Suk Yoon, Seok-Jong Lee, John Seykora, Jung Chul Kim, Young Kwan Sung, Moonkyu Kim, Ralf Paus, and Maksim V. Plikus
A guide to studying human hair follicle cycling in vivo -
Maksim V. Plikus and Cheng-Ming Chuong
Macroenvironmental Regulation of Hair Cycling and Collective Regenerative Behavior -
Rachel Sennett and Michael Rendl
Mesenchymal-epithelial interactions during hair follicle morphogenesis and cycling