Катаболизм и анаболизм
Подведем промежуточные итоги того, что мы узнали из прошлых статей цикла. Начнем с самого начала. Итак:
- Человек есть белковое существо, и это означает, что он построен из белков, и все процессы его жизнедеятельности так или иначе завязаны на белках. Из всех ветвей обмена белковый обмен - самый древний, углеводный - самый новый, а липидный - самый невыгодный в плане энергозатрат на активацию распада;
- Обмен веществ, или метаболизм, есть совокупность цепочек химических превращений одних молекул в другие. Некоторые звенья этих цепочек требуют энергии для себя, а некоторые, наоборот, эту энергию поставляют. Суммарная энергия всех участвующих в обмене веществ при этом остается неизменной, так как законы термодинамики рулят. Но если где-то что-то убыло, то где-то обязательно что-то прибыло, и наоборот. Вещества распадаются с образованием энергии и создаются с ее поглощением;
- Человек - гетеротрофное существо, и это означает, что он не может получать энергию из воздуха и солнечного света, а должен ее получать из еды;
-
Еда служит для того, чтобы человек получал из нее энергию. Полученная энергия частично уходит в пространство в форме тепла, а частично запаковывается в специальные молекулы -
АТФ - для дальнейшего расходования. Еда, в которой мало разнообразных питательных веществ, дает мало энергии. Однообразная еда дает мало энергии. Еда, в которой нет витаминов и необходимых минеральных веществ, не работает, так как не может быть переведена в энергию без коферментов и кофакторов;
не только АТФ, есть и другие формы запаковывания и, что немаловажно, запасания энергии. АТФ запасти нельзя, так как она тут же расходуется на что-либо другое как наиболее удобная форма, но есть и "буферные" запасы. О формах запаковывания и запасания энергии поговорим отдельно в следующих статьях.
- Главной энергетической топкой в организме человека (и не только человека) являются митохондрии клеток. Больше всего митохондрий в клетках печени - их там порядка 2000 на клетку. В митохондриях проходит цикл Кребса, который гоняет молекулы по кругу и тащит из них водород, углекислый газ и энергию. Водород отправляется на рандеву с кислородом, вдохнутым хозяином клеток, и образует с ним стойкий союз в виде воды, и при этом дает еще некоторое количество энергии;
- Законы термодинамики гласят, что энтропия Вселенной непрерывно увеличивается. Человек не является противоречием этому закону. Поддержание упорядоченности внутри себя неизбежно влечет непрерывное повышение энтропии вокруг себя. Биохимически это выражается в том, что для поддержания правильного функционирования всех систем организма человек берет из окружающей среды высокоупорядоченные питательные вещества, богатые энергией, а возвращает в окружающую среду очень простые, бедные энергией конечные продукты: воду (H2O), углекислый газ (CO2) и аммиак (NH3). Насколько эффективно идут эти процессы, настолько поддерживается упорядоченность внутри себя.
в форме мочевины. Аммиак токсичен; создавая мочевину, печень обезвреживает аммиак, чтобы вывести его из организма. Откуда берется аммиак (в статье про цикл Кребса об этом ничего не было), будет рассказано в следующих статьях.
Налево пойдешь, направо пойдешь
Зачем нужен катаболизм, нам уже понятно. А вот зачем нужен анаболизм? Когда и при каких условиях он включается? Он же, как мы уже вполне логично домыслили, является энергозатратным процессом?
Для начала вспомним, что самой древней ветвью обмена является белковый обмен. Когда-то в живых организмах циркулировали только белки, а все остальное, что требовалось (не так уж много, но требовалось), строилось из аминокислот. И эта технология - назовем ее так - отлично отработана и сохраняется в современных живых организмах, например, для обеспечения альтернативных путей получения необходимых веществ.
Например, люди, худеющие на диете Аткинса (белковой), включают у себя именно такой механизм. Они едят практически одни белки, а многие органы, в первую очередь нервная система, энергию берут из глюкозы. Где взять глюкозу, когда ее нет? Она строится из аминокислот, на которые распадаются белки при пищеварении. Анаболизм? Конечно. Полезно ли это? Отнюдь. Во-первых, следует вспомнить древнюю китайскую пытку мясом, она не на пустом месте возникла. Во-вторых, биохимические процессы, которые идут на такой диете, почти те же, что происходят при полном голодании; разница лишь в том, откуда берутся белки для распада. И в-третьих, усиленно работающая печень, которая вынуждена сверх меры обезвреживать аммиак (мы пока не обсуждали, откуда конкретно он берется, но запомним это!), так вот, печень "спасибо" не скажет за такую повышенную нагрузку. Вы, конечно, похудеете за счет компенсаторных механизмов, но когда вернете старую систему питания "взад", организм вам этого не простит. А сидеть до конца жизни на мясе (не будучи эскимосом или другим генетически приспособленным именно к такой жизни организмом!)... ну, можно, наверное; вопрос в том, как долго это продлится?и нет, я не пропагандирую отказ от мяса, если кто-то вдруг об этом подумал. Вопрос тонкий и требует индивидуального подхода, но усредненные данные таковы: белки должны составлять до одной трети дневного рациона, но не больше 150 грамм, и это должны быть полноценные белки. А если вам таки нужно сильно похудеть, это нужно делать под контролем опытного врача, который знает, как переключать метаболизм, чтобы потом не было мучительно больно.
Пример, который является частным случаем предыдущего примера, но вовсе не такой драматичный и даже вполне обыденный - это синтез глюкозы, что называется, de novo. Бывают ситуации, когда глюкозы, полученной из распада углеводов, недостаточно. А следует знать, что глюкоза не просто так содержится в крови; она там для того, чтоб ее можно было тут же моментально вынуть и использовать для непосредственных нужд. Излишки глюкозы для более позднего, но все же не слишком отдаленного использования накапливаются в виде буферного вещества - гликогена - в печени и в мышцах. Когда наступает необходимость, эти запасы тратятся.
А вот когда и эти запасы все истрачены, то что остается делать, как не лепить глюкозу по принципу "из того, что было"? Мы уже знаем про такое ключевое для обмена вещество как пируват, и знаем, что этот пируват можно слепить из разных предшественников, а уж из пирувата сделать глюкозу - это уже как два байта переслать. Для этого есть специальные ферменты, они и справляются с поставленной задачей.
Думающий читатель спросит: а нельзя ли сразу съесть чего-нибудь, прежде чем запасы гликогена совсем закончатся? Ответ будет: нет, нельзя. Это - нефизиологично. А все нефизиологичное - если повторяется раз за разом - то в конечном итоге приводит к проблемам. А почему это нефизиологично и как сделать так, чтобы было физиологично, мы обязательно разберем в одной из следующих статей.
примерно в полтора раза. Это можно измерить количественно, зная, какие именно ферменты за что отвечают. Даже название есть у этого соотношения - коэффициент де Ритиса.
это далеко не всегда что-то плохое. Может быть и хорошее - например, выздоровление после болезни. У детей вообще отмечаются возрастные периоды, когда анаболизм преобладает над катаболизмом, и это связано с перестройкой организма - то есть, с активными процессами адаптации.
Продолжение следует
Литература:
-
А.Я. Николаев
Биологическая химия
"Медицинское информационное агентство", 2007 -
Клиническая Биохимия
Под редакцией В.А. Ткачука
МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007
"ГЭОТАР-МЕД", Издательство Московского университета, 2004 -
И.М. Рослый
Биохимические показатели в медицине и биологии
"Медицинское информационное агентство", 2015 -
И.М. Рослый, М.Г. Водолажская
Правила чтения биохимического анализа
"Медицинское информационное агентство", 2010 -
Д. Нельсон
Основы биохимии Ленинджера, том 2 "Биоэнергетика и метаболизм"
Издательство "Бином. Лаборатория знаний", 2014